Илимская роспись – объект нематериального этно-культурного достояния Иркутской области.
В начале девяностых прошлого столетия в Усть-Илимске, в стенах первой в Иркутской области Школы народных ремесел родилась илимская роспись. Первые педагоги-расписчики Татьяна Бузина и Елена Михеенкова вместе с учениками собирали гербарии из местных цветов и трав, составляли из них композиции, которые затем зарисовывали в разных техниках росписи. Ближе всего исторически и по духу стали домовая и тагильская росписи. Постепенно сложились свои приемы и местный колорит. Начался долгий творческий поиск, в который включились выпускники школы Наталья Зинченко и Елена Волк. К 2015 году в росписи зазвучали свои ноты, роспись стала узнаваемой и получила название — илимская.
В работах мастеров композиции из местных трав, цветов и ягод: иван-чая, ромашки, пижмы, шиповника, лютика, клевера, луговой герани, тысячелистника, донника, хвоща, папоротника, брусники, черники, грибов и шишек лиственницы. Эти растения являются лекарственными и все их можно увидеть как в лесу, так и в городе в парках, рощах и на газонах, а скромную красоту каждого цветка нужно разглядеть.
Основные принципы илимской росписи:
1.Техника двойного мазка. Роспись производится плоскими и круглыми кистями. Контрастные краски набираются поочередно на обе стороны кисти, растушевывается на палитре, так, чтобы получился плавный переход от одного цвета к другому, затем делается мазок на изделии. При письме круглой кистью краска набирается аналогично, либо одна краска набирается на всю кисть, затем контрастная берется на кончик кисти и мазок выполняется протяжно сверху вниз, или, наоборот, в зависимости от замысла художника.
2.Повторяющийся элемент — желто-зеленый «шарик» с белой точкой-бликом используется в написании цветов шиповника, ромашки, пижмы и лютика.
3.Колорит. Мастера придерживаются местного таежного колорита, спокойного, в котором присутствуют зеленый, коричневый, охристый, и яркими акцентами звучат розовый, фиолетовый, белый, желтый.
4.Использование природного рисунка древесины сосны. Сосна имеет красивый рисунок годовых колец, который мастера тонируя или колорируя заготовку, усиливают рисунок дерева и учитывают при составлении композиции росписи.
5.Композиция «Куртинка». В илимской росписи используются классические композиции из сорванных цветов: букет, венок, гирлянда, композиция в полосе, композиция в круге.
Отличительной особенностью является композиция «Куртинка» из растущих цветов, как фрагмент лесной полянки или городского усть-илимского пейзажа. Такое понятие есть у садоводов и лесников. У лесников этим словом называется нетронутый квадрат тайги, который оставляют при вырубке леса, чтобы с ее помощью тайга восстанавливалась естественным образом, рассеивая семена растущих в куртинке деревьев, кустарников и трав вокруг на много километров. Так и илимская роспись развивается, совершенствуется, и каждый мастер вносит свой неповторимый оттенок.
Сегодня Народные мастера Иркутской области Михеенкова Е.Н., Зинченко Н.Г. и Волк Е.А. вместе с учениками развивают и популяризируют илимскую роспись. В 2023 году при поддержке Иркутского областного Дома народного творчества было издано методическое пособие «Илимская роспись. Рождение сибирского колорита.», подготовленное мастерами. В 2024 году илимская роспись включена в Региональный реестр нематериального этно-культурного достояния Иркутской области.






















