Выставка «Золотое дерево» в Усть-Илимске проводится очень давно. Первая состоялась еще в девяностых, в рамках областного  «Сиблесопользвания», затем приурочивалась к Дню работников леса. А вот уже пятый раз она становится  мероприятием, завершающим областной трехдневный марафон под названием «Областная методическая лаборатория «Творчество. Ресурс. Развитие», который проводится раз в два года. Учредителем  его является министерство культуры и архивов Иркутской области, а организаторами – Иркутский областной Дом народного творчества, Управление культуры Администрации города Усть-Илимска, МБУ ДО «Школа искусств №2 им. Т.Г. Сафиулиной»  и Картинная галерея г. Усть-Илимска.

1-3 ноября усть-илимская земля собрала в гости лучших мастеров Иркутской области, чьё творчество связано с художественной обработкой дерева и природных материалов.  Большинство приехало второй, третий раз, так как обучающих мероприятий подобного масштаба именно этого направления, в Иркутской области проводится не много. Авторами и участниками Лаборатории  в большинстве своем являются люди разного образования и сфер деятельности: художники, мастера, любители, сотрудники центров и домов ремёсел, культурно-досуговых учреждений, музеев, творческих коллективов, вне зависимости от возраста. Люди готовятся к нему серьезно, задолго до назначенной даты… Их привлекает  то обстоятельство, что в рамках  Лаборатории проводится два конкурса – «Золотое дерево» и «Мастер – золотые руки», а самое главное, здесь  можно получить бесценные мастер-классы от профессионалов декоративно-прикладного искусства.

Нынче на участие в лаборатории подали заявки более 120 человек. Только в выставке-конкурсе «Золотое дерево» предоставили свои работы 88 человек и один коллектив из 10 муниципальных образований Иркутской области, а также Кемерово, Красноярска и Красноярского края. Это произведения, выполненные в техниках: художественная обработка дерева, художественная обработка бересты, плетение из природных материалов, художественная роспись по дереву, бересте.  Впервые организаторы сократили и строго оговорили количество предоставляемых к конкурсу изделий: не более пяти. Аргумент прост – выставляться должны только лучшие работы.

            Пока сотрудники Картинной галереи работали над своей экспозицией, в Школе искусств прошло торжественное открытие мероприятия, и сразу же открылись две выставки:  Веры Верхотуровой, Народного  мастера Иркутской области из Саянска  «Берестяная сказка  на ладошке» и Елены Петровой, художника декоративно-прикладного искусства, педагога, член Союза художников СССР из Иркутска «Музыка шерстяной живописи».  А уже после обеда начались мастер-классы «Резьба по дереву», «Художественный войлок» и «Художественная обработка бересты».

Во второй день продолжились мастер-классы – «Декоративное керамическое панно» и «Берестяная кукла». Но самым интересным, ответственным и зрелищным всегда становится конкурс «Мастер – Золотые руки».  Проводится он в форме открытого творческого соревнования, когда в присутствии зрителей, в течение четырех часов мастер должен сотворить произведение декоративно-прикладного искусства. Получится это или нет – другой вопрос, но, как показывает опыт прошлых лет, это вполне реально.  Конечно, определить лучшего сложно, но для этого и собирается опытное жюри из настоящих профессионалов своего дела. Нынче в него вошли: Животов Евгений Анатольевич – Народный мастер Российской Федерации, Народный мастер Кузбасса, член ВТОО «Союз художников России», член-корреспондент Петровской академии науки и культуры, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, руководитель лаборатории художественной обработки бересты ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» (г. Кемерово). Члены жюри: Андреева Светлана Алексеевна – художник-декоратор, КГБУК «Историко-этнографический музей-заповедник “Шушенское”», мастер резьбы по дереву (с. Шушенское, Красноярский край); Васильева Ольга Владимировна – заведующая информационно-методическим отделом ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», художник, дизайнер, сценограф, член Евразийской ассоциации Этнодизайнеров, член Союза Криэйторов России (г. Иркутск); Дмитриева Юлия Федоровна – директор МБУК «Картинная галерея», художник (г. Усть-Илимск, Иркутская область); Петрова Елена Юливна – художник декоративно-прикладного искусства, педагог, член Союза художников СССР (г. Иркутск). Ращенко Ольга Александровна – заведующая отделом «Ремесленное подворье» ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», искусствовед (г. Иркутск).

36 человек из девяти муниципальных образований Иркутской области (Тулунский, Черемховский, Нижнеилимский, Усть-Кутский, Усть-Илимский, Иркутский, Чунский районы, городов Иркутск, Красноярск,  Усть-Илимск) решились участвовать в соревновании 2 ноября. Два часа до обеда, два после,  тридцать минут на завершение, и готовые экспонаты представлены на суд жюри. При оценке работ  учитывались художественный уровень произведения, новизна идеи, соответствие заданной теме конкурса, сложность работы. Эмоции в виде жалости, снисхождения, симпатии к конкретному человеку и т.д. в расчет не брались. Все было строго и беспристрастно. В нынешней лаборатории впервые оценка происходила в четырех категориях : народный мастер, мастер-профи, мастер-умелец и подмастерье. Это новшество поддержали все участники конкурсов. Ведь теперь борьба шла среди равных.  В итоге в номинации «Народный мастер» места распределились следующим образом:  звание лауреатов получили Асаёнок Александр Анатольевич (Тулунский район, плетение из природных материалов); Колесников Дмитрий Владимирович (Иркутский район, художественная  обработка дерева).

Звания лауреата и специального приза удостоена  Народный мастер Иркутской области из Черемховского района (плетение из природных материалов) Потылицина Тамара Николаевна.

В номинации «Мастер-профи»  лауреатами стали Оводнев Геннадий Дмитриевич (Тулунский район, плетение из природных материалов) и Смирнова Елена Александровна (Тулунский район,            художественная  обработка бересты). Специальный диплом вручили Кочминой Татьяне Николаевне (г. Иркутск, художественная роспись по дереву). Диплом лауреата и специальный приз завоевала  Елене Анатольевна (г.Усть-Илимск, художественная роспись по дереву). В номинации «Мастер-умелец» звание лауреата получила расписцица Черная Анна Ибрагимовна из р. п. Чунский.

В номинации «Подмастерье»     звания лауреатов удостоены учащиеся Школы искусств №2 им. Т.Г. Сафиулиной Фиолетов Алексей (художественная  обработка дерева, преподаватель Е.А. Михеенков) и Смирнова Валерия (художественная обработка бересты, преподаватель В.Т. Слюкова). Валерия также получила Специальный приз – памятного бурундука.

В выставке-конкурсе «Золотое дерево» приняли участие 88 человек и 1 коллектив.

Места распределились следующим образом:

В номинации «Народный мастер» из устьилимцев лауреатом стала Елена Михеенкова, В номинации «Мастер-профи» специальный диплом «а сохранение традиций получила Наталья Зинченко. Главного приза был удостоен Юрий Волков.  Все трое – из Школы искусств №2 им. Т.Г. Сафиулиной. 

В номинации «Мастер – умелец» специальные призы получили Марина Бабивская и Алла Шаповалова. Лауреатом стала Галина Курта. И главный приз получил Леонид Разуваев.

В номинации «Подмастерье» все призы заняли учащиеся Школы искусств №2 им. Т.Г. Сафиулиной: Ксения Железовская, Виктория Уварова, Валерия Смирнова, Алексей Ясюкевич,  Даниил Гусаров, специальным дипломом «Мастер-наставник» отмечен Николой Мильков.

По завершении процедуры награждения в Картинной галерее состоялся «Круглый стол», на котором мастера и члены жюри смогли обсудить прошедшее мероприятие. Члены комиссии обратили внимание на основные недочёты и ошибки в выставочных работах, дали дельные советы на будущее. Умельцы в свою очередь благодарили почётных гостей за огромную работу, проделанную на Лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие», и просили чаще приезжать с мастер-классами. 

Гости, ставшие друзьями за годы, что проводится лаборатория, от души благодарили устьилимцев за теплый прием,  четкую организацию мероприятия и с грустью прощались до новой встречи.  Они разъезжались вдохновленные на новые работы и творческие поиски.